Золотая миля |
Курорты и города - Достопримечательности Москвы |
Может ли быть интересной прогулка по району, сплошь застроенному образцами современной архитектуры? Модернистская архитектура сродни аттракциону, она будит любопытство, способна удивить, взбудоражить и порой даже вызвать восторг. Однако трудно не согласиться с замечательным архитектором Михаилом Филипповым, когда он утверждает, что гулять люди предпочитают по местам исторической застройки. Делая эту прогулку, нам хотелось познакомиться и, возможно, познакомить вас с лучшими образцами современной московской архитектуры, построенными самыми востребованными на сегодняшний день ее авторами. Не собираясь полемизировать с Михаилом Филипповым, мы, все-таки лелеяли, тайную надежду найти места, где можно «насладиться модернистской архитектурой». Самым подходящим для этой цели мы сочли район «Золотой мили» - участок между Остоженкой и Пречистенской набережной, наиболее активно застраиваемый последние годы элитным жильем и бизнес-центрами. Помимо того, что здесь на небольшой площади представлены работы сразу нескольких архитекторов из первой десятки самых-самых, а строительная деятельность, судя по данным, почерпнутым в СМИ, должна быть уже завершена или почти завершена, был еще один фактор в пользу этого выбора. На Остоженке не все старые здания разрушены, а, значит, будет на что посмотреть и в случае полного провала главной цели прогулки. Основное впечатление от «золотой мили» - царство контрастов. Фешенебельные жилые корпуса и презентабельные офисные постройки соседствуют с ветхими, грозящими на глазах развалиться старыми домиками или с уже превращенными в руины строениями прошлого. Тут же можно встретить поросший травой пустырь за деревянным штакетником - ни дать, ни взять околица рабочего поселка, или старый земляной корт Академии наук, «вход только по пропускам», не весть как уцелевший на этой «золотой» земле, даже не сменивши ведомства. В здешних местах чуть больше зелени, чем в это привычно для центра исторической застройки столицы. Остожье - означает стога сена. Так что, возникающие то тут, то там пусть крошечные, но все же «полянки» и «лужайки» были веков 5-6 назад одним сплошным заливным лугом, где косили траву и ставили стога, и были эти места глухим пригородом. Гуляли мы в один из праздничных майских дней и кроме охранников, блюдущих частную собственность нового образца от наших попыток запечатлеть ее на фото, людей на улицах почти не было. Создавалось впечатление, что вся здешняя недвижимость суть их (охранников) вотчина, что все вокруг исключительно для них и построено. Вольные псы из соседних подворотен с облупившейся штукатуркой, охранявшие примечательности прошлой жизни, довершали идиллическое равновесие. Такая вот картинка, прошу убедиться в подлинности. Главный застройщик района - архитектурное бюро Александра Скокана, с одноименным названием «Остоженка». Особой выразительностью постройки этого бюро в здешних местах не отличаются, они кажутся вполне обыденными, зато не вызывают и отторжения и воспринимаются довольно естественно. Наиболее интересным нам показалось офисное здание Сибнефти - Курсовой пер., 2/4. Специалисты отмечают еще банк на Пречистенской наб. 9, но его лучше смотреть с другого берега реки, иначе можно просто не заметить. Вот еще несколько примеров зданий, построенных по проектам архбюро «Остоженка»: 2-ой Обыденский 11, 1-й Зачатьевский пер. 19-21 (, ), 2-ой Обыденский переулок 3 - реконструкция доходного дома начала прошлого века. Активно застраивает Остоженку также архитектор Сергей Скуратов, чей бесспорный талант отмечают даже коллеги по цеху из противоборствующего лагеря «классицистов». В Бутиковском переулке, 5 стоит его дом из черного кирпича и белого юрского камня с закругленным углом и не повторяющим друг друга расположением разноразмерных окон каждого из 5-ти этажей. Следующий дом, а точнее три дома, объединенные по первому этажу галереей, носит название Copper House и является самым цитируемым произведением модернистской архитектуры Москвы на сегодняшний день. Замечательный зеленый цвет дому придает облицовка фасадов патинированной медью, чем и объясняется его название. На торцевом фасаде дома, выходящем к скверу на углу Молочного и Бутиковского переулков, закреплены под разными углами стеклянные пластины, которые, отражая небо, зелень и прочие окрестные живописности, выполняют еще и роль камуфляжа. Рядом с Copper House Скуратова, в Молочном переулке, построил жилой дом еще один «звездный» архитектор Юрий Григорян. Он же построил по соседству виллу «Остоженка» - 2-х этажный особняк, первое после дома Мельникова одноквартирное жилище в центре Москвы. Других завершенных построек, насколько я знаю, в Москве у Григоряна нет, зато для застройки Рублевки, им сделано едва ли меньше, чем Матвеем Казаковым для до пожарной Москвы. Эффектность полукруглой композиции дома в Молочном, вбирающей в себя лежащий перед ним скверик, умножает высокое ленточное остекление первого этажа. Облицовка дорогим юрским камнем надлежащего молочного цвета и балюстрада террасы, с отступившей перед ней фасадной стеной последнего пятого этажа, довершает стильную простоту архитектурного облика здания. Мэтр отечественного хай-тека Михаил Хазанов отметился на Остоженке зданием стоматологической поликлиники. Одна из наиболее известных его работ - музей современного искусства на Красной Пресне, перестроенный им из старой фабрики, вызвала целую волну подражаний, такого рода симбиозные строения стали новым архитектурным трендом. Строительство на Остоженке 6, тоже велось отнюдь не на пустом месте, что отчасти объясняет сложность и многоплановость архитектуры. На углу слияния Пречистенки и Остоженки уже были отреставрированы и очищены от более поздних наслоений Красные и Белые палаты, предположительно датируемые XVII веком. Новое здание должно было сыграть роль ширмы для открывшихся в ходе реконструкции брандмауэров доходных домов, для этого бывшее здание трансформаторной подстанции было надстроено 4-мя этажами и объединено со старым корпусом поликлиники. Ввиду такого средового подхода архитектура здания достаточно сдержана. Кстати, в доме с тем же адресом Остоженка, 6, в меблированных комнатах «Париж» жил художник Василий Суриков, когда работал над фресками для Храма Христа. Фрески вроде бы спасли, возможно, они хранятся в Донском монастыре, куда свезли и горельефы храма. Недалеко от Остоженки в Малом Левшинском переулке есть другое произведение с более характерными для стиля хай-тек приметами. Это жилой дом «Стольник», построенный по проекту бюро «Арт Бля», произведший несколько лет назад фурор своим неожиданным для центра Москвы архитектурным обликом. Фотографию дома мы когда-то размещали в нашей галерее. Основными застройщиками «Золотой мили» являются «Rose Group» и «Баркли», никакой выдающейся безвкусицы, спасибо, не построившие. Забавно, что президенты компаний с точностью до одной буквы однофамильцы: Кузинец и Казинец. Но строили на Остоженке и другие компании. Так на площадку с домами Григоряна и Скуратова выходят два дома «Дон-Строя», благо своими наиболее сдержанными дворовыми фасадами. Во всей красе сия архитектура раскрывается в сторону 1-го Зачатьевского переулка. Жуткие одноногие козырьки перед входом именуются в рекламном тексте риэлтеров: «изящный элемент фасадов - перголы из нержавеющей стали и стекла», а над рисунком отделочного камня трудился, оказывается, целый «коллектив художников». Но первенство в списке примеров архитектуры со знаком минус принадлежит другому строению. Рейтинги такого рода с большим отрывом возглавляет «Опера Хаус» Галины Вишневкой на Остоженке 25, построенный Михаилом Посохиным-младшим. Старший Посохин, как известно, прорубал Новый Арбат, младший «офонарил» Старый и намеревается реконструировать отцовское детище, обратив магистраль в пешеходную зону. За удачными примерами современной архитектуры, продолжающей классическую традицию, пришлось бы переправляться на другой берег реки в Замоскворечье. Для тех, кто прогуливается с применением технических средств типа «велосипед», привожу ближайший адрес: 2-ой Казачий переулок 4-6 «Римский дом» Михаила Филиппова, названный одним из критиков самым красивым домом Москвы за последние сто лет, и рядом в Погорельском переулке 6-8 тоже очень интересный дом архитектора Дмитрия Бархина. Вернее это комплекс из трех строений: 9-ти этажного доходного дома, примыкающего к нему красного особняка с угловой ротондой и еще одного особняка в стиле ампир во внутреннем дворе. Можно назвать еще порядка десяти имен практикующих архитекторов чьи работы «отмечены» и «востребованы», но, во-первых, велосипеда будет уже не достаточно, а во-вторых, прогулка то, все-таки, по Остоженке, и Филиппов с Бархиным это итак уже вне графика, просто, чтобы желающие могли убедиться, что есть еще и классическая традиция в современной архитектуре. Подводя резюме, надо сказать, что прогулка нам доставила удовольствие. Погода была хорошая, было тихо, почти безлюдно и безмашинно, охранники донимали, но не слишком, наверное, по случаю праздника расслабились. Опасение, что в недалеком завтра, сюда, быть может, людей, не владеющих здешней недвижимостью пускать перестанут, подстегивало и заставляло держать глаза шире. Любопытство к новой архитектуре мы удовлетворили, и некоторые здания нам понравились. Ну а то, что архитектура разноплановая, что никакого общего замысла, единого архитектурного ансамбля, так ведь не в Питере на Мойке. А Москвы тут еще осталось и даже ощущается характерный для этих мест дух провинциального захолустья: в скверах и пробивающейся сквозь бетон травке, в замысловатом рельефе катящихся под уклон к реке переулков и в уцелевших постройках прошлых веков. Очаровательная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке построена в 1907-1911 годах, после того как были сняты запреты на возведение в Москве старообрядческих храмов, существовавшие два с половиной века. Участок под строительство и средства на возведение пожертвовали купцы Рябушинские, которые, как и большинство представителей купеческих фамилий хранили верность традициям старой веры. Применение стилевой эклектики (псковская и новгородская старорусская архитектура с элементами модерна) не помешало архитекторам Адамовичу и Маяту создать гармоничный образ этого небольшого и радостного по духу храма. Более древняя церковь Пророка Илии или Обыденная находится на углу 2-го и 3-го Обыденских переулков. По преданию первый деревянный храм на этом месте был воздвигнут в XVI веке за один день по обету - «обыдень», отсюда его второе название. В 1702 году архитектор Зарудный построил каменный храм, а колокольню приставил во второй половине XIX века архитектор Каминский. Храм после революции не закрыли и сюда переносили некоторые иконы из разрушенной церкви Благовещения в Кремле, из церкви Покрова остоженской старообрядческой общины и из Зачатьевского монастыря. Главной реликвией являются две иконы Симона Ушакова XVII века. Зачатьевский монастырь был первым женским монастырем Москвы, основан на этом месте в 1358 году митрополитом Алексием и первоначально назывался Алексеевским. После пожара 1547 года его перенесли на Волхонку, туда, где сейчас стоит храм Христа Спасителя. На старом месте осталась только Зачатьевская обитель в честь святой Анны, матери девы Марии. Позднее царь Федор Иоаннович и его супруга Ирина Годунова вновь возродили монастырь на Остожье, назвав его Зачатьевским, в надежде на то, что бог даст им наследника. Бог не дал, царствование Рюриковичей на Руси прервалось. Сегодня за стенами монастыря не видно ни одного купола, их там и нет, поскольку храмы разобрали в 30-е годы, когда здесь была колония для беспризорников. От главного собора Зачатия святой Анны, находившегося в центре монастырской территории, остался один подклет, а ведь он был отстроен заново в начале 1800-х самим Казаковым. Из монастырских храмов уцелела только надвратная церковь, реставрированная в 1960-х. В конце Остоженки по нечетной ее стороне почти подряд расположились три одноэтажные 19-го века домика «с знаком породы, с видом ее сторожей». Мне не удалось выяснить, кому принадлежал тот, что с мезонином и 4-х колонным ионическим портиком, огражденный от Турчанинова переулка стеной с барельефом, изображающим нечто из древнеримской мифологии. Сегодня этим изящным миниатюрным особняком владеет и исправно его содержит серьезное ведомство - внешняя разведка РФ. Следующий дом под № 49, тоже в стиле ампир, может служить типичным образцом дворянского владения, какими застраивалась Москва после победы над Наполеоном. Построил его генерал Кушников, потом владели Всеволожские, чей герб на фронтоне фасада. Дом кажется одноэтажным, но на самом деле он с антресолями, т.е. задняя часть дома построена в два этажа под один уровень с фасадной частью. Здесь жили известные славянофилы Киреевские, дружившие с Пушкиным и Гоголем, идеолог анархизма Бакунин, бывал Белинский. Дальше после доходного дома начала прошлого века третий ампирный особнячок, очень похожий по форме на дом Всеволожских, но только деревянный. Интересно сколько их, почти 200-от летней давности деревянных строений в Москве осталось, думаю, вряд ли, и десяток наберется. Особнячок этот, прозванный в народе «домом Муму», принадлежал жестокосердной барыне Варваре Петровне, матери Ивана Тургенева. Трагические события, выведенные в рассказе, разыгрывались за его стенами и у Крымского брода, что за сотню-другую метров от него. Дворец на противоположной стороне улицы, творение Матвея Казакова, принадлежал генерал-губернатору Москвы Еропкину, знаменитому усмирителю чумного бунта. Не менее знаменит был генерал и своим беспримерным хлебосольством, попировать в его дом мог явиться всякий с виду приличный человек, не заботясь о приглашении. Теперь здесь лингвистический университет. Направо от «дома Муму» идет Хилков переулок, бывший 2-ой Ушаковский, знаменитый когда-то «заведением искусственных минеральных вод». Этот «всеевропейский» курорт на Остоженке располагался на территории большого сада спускавшегося от дома № 3 к реке. Учредителем заведения был популярный в начале XIX века доктор Лодер, который лечил болезни минеральными водами и моционом. Плата за курс лечения была колоссальная и богачей, старательно нагуливающих себе здоровье на садовых дорожках, московские острословы прозвали «лодерями». За уже упомянутым центром оперного пения Г. Вишневской, стоит на Остоженке 21 знаменитый дом Льва Кекушева. К сожалению, многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Куда-то исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада. Образ льва служил своеобразной авторской подписью и в том или ином виде всегда присутствовал в постройках архитектора. Ну и, конечно, никак не возможно побывать на Остоженке и не полюбоваться еще раз на живописнейший доходный дом Перцовой в Курсовом переулке. Хозяева тоже жили в этом доме, их квартира занимала три этажа, объединенных широкой дубовой лестницей. Внешне здание хорошо сохранилось, но декор интерьеров, которые в традициях модерна разрабатывали сами авторы проекта, художник Малютин и архитектор Жуков, утрачены. |
Читайте: |
---|
Новые истории туристов:
Екатеринбург — Соль-ИлецкПредистория Выдалась неделя отдыха, мы с женой решили отдохнуть от семейного быта и развеяться. Это моё первое путешествие на собственной машине ... |
Трехдневный отпуск в Калининградесентябрь 2005 Ездили с другом в Калининград дикарями , то бишь сами покупали билеты, бронировали гостиницу и развлекали себя по мере сил. Отдых ... |
Выходные в Казанииюль 2005 Собирались мы в Казань давно, но выбраться смогли лишь недавно - со 2 по 3 июля. Поводом для поездки послужило то, что Казань находится... |
Памятные места:
Транспортная инфраструктураВ настоящее время на Черноморском побережье ведутся внушительные работы по улучшению автотранспортной инфраструктуры. Строится новый аэропорт в Геле... |
Кратко о том что можно посмотреть?Более ста двадцати лет назад 23 мая 1896 года образовалась самая маленькая российская губерния – Черноморская. В нее вошли Новороссийский, Туапсинск... |
Светлые воды пармыКогда стихает ветер, вишневая гора Тельпос умиряется румяным светом. Присевшее на зырянском Олимпе облако принимает форму огромной головы, подпертой... |